- Политехническое образование
- — принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов. Вариант практической реализации идеи трудовой школы. Предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике с осн. принципами современного производства и лежащими в основе законами развития природы и общества; формирование трудовых умений и навыков учащихся. Выступает как фундамент последующей профессиональной подготовки.Идея П.о. была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом и широко использовалась в марксистской педагогике. В 20-е гг. задачи П.о. в советской школе были сформулированы в трудах П.П. Блонского, С.Е. Гайсиновича, А.Г. Калашникова, Н.К. Крупской, М.М. Пистрака и др. Предметом П.о. являлось формирование общих трудовых качеств личности, а научно-теоретическую основу составляло допрофессиональное изучение накопленного человечеством знания в области техники и технологии.Однако в практике в первые годы строительства советской школы встретились значительные трудности: отсутствие материальной базы и подготовленных учителей. П.о. подменялось комплексной системой обучения, методом проектов, "профуклоном" и т.д., изучение основ наук объявлялось устаревшим. Такая абсолютизация идей политехнизма оказала отрицательное влияние на понимание путей его осуществления в средней школе. В 50-х гг. политехнизм стал разрабатываться как принцип организации народного образования в социалистическом государстве.Развитие науки и техники объективно требует знания в той или иной мере научных основ производства каждым человеком. Учитывая громадный объём современных знаний, необходим такой подход к их рассмотрению, который даёт возможность уяснить наиболее общие стороны, присущие многообразию современной техники и технологии. Такую возможность и представляет П.о. В условиях технологического этапа научно-технического прогресса П.о. устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учётом её социальных, экономических, психологических, эстетических и других факторов. Поэтому необходимо формировать у учащихся способность комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов.В современных условиях должен преобладать подход, ориентированный не столько на то, чтобы общество получило профессионально мобильного работника, сколько на то, чтобы сам человек чувствовал себя внутренне свободно в условиях высокоразвитого общества. Такое понимание П.о. делает его важным фактором эффективной подготовки молодёжи к труду в рыночных условиях.Осн. задачи П.о. на современном этапе: показ технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук, сообщение знаний по современным основам техники, технологии, экономики и организации производства; вооружение учащихся умениями и навыками применения современных орудий труда, средств механизации и автоматизации, методами управления технологическими процессами. Содержание П.о. формируется на основе анализа тенденций науки, техники и культуры, взаимоотношений изучаемой науки и соответствующего учебного предмета. Содержание П.о. составляют системы знаний о современном производстве и лежащих в его основе законов природы, общества, деятельности самого человека. По своей природе политехнические знания представляют собой совокупность взаимосвязанных понятий естественных, технических, общественных наук и математики и становятся собственно политехническими, когда включаются в трудовую деятельность учащихся.Система политехнической подготовки в средней общеобразовательной школе включает в себя усвоение политехнических знаний и умений в процессе изучения основ наук, трудового обучения, лабораторных и практических работ, производственных экскурсий, внеклассных, факультативных занятий по науке, технике, сельскохозяйственному опытничеству. Учебные предметы "Основы производства", "Основы информатики и вычислительной техники", "Основы экономических знаний" и другие обогащают содержание П.о. Большое значение в П.о. имеет также дополнительное образование детей.В современной трактовке П.о., в т.ч. воспитания готовности к труду, значительная роль отводится осмыслению учащимися отношений, возникающих в процессе производственной деятельности. В этом аспекте необходимо более широкое использование предметов гуманитарного цикла (см. Гуманитаризация образования).Политехнические знания представляют собой упрощённые модели типичных производственно-технических задач, которые профессионалам приходится решать в практической деятельности. П.о. создаёт возможности для профессионального самообразования учащихся и формирования профессионального призвания с учётом общественных интересов. Это одна из предпосылок разностороннего развития личности и достижения высокой производительности труда.Современный рынок труда предъявляет жёсткие требования к конкурентоспособности специалистов. В этих условиях значительна роль П.о. в поддержании функциональной грамотности человека, которая предполагает формирование мотивов для непрерывного совершенствования своих знаний, умений и качеств личности (непрерывного образования).Теоретико-методологические исследования в области П.о. направлены на выявление различных подходов к определению его содержания (М.Н. Скаткин, С.Г. Шаповаленко), роли и места общеобразовательных предметов в П.о. (В.Г. Зубов), политехнического содержания отраслей производства (Д.А. Эпштейн, К.А. Иванович, А.А. Шибанов), разработку экологического аспекта П.о. (И.Д. Зверев), анализ деятель- ности "рабочего-индустриала" (П.И. Ставский). Раскрыта функциональная природа политехнических знаний (П.Р. Атутов), делающая П.о. одной из сторон профессионального образования.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 204)См. также Гуманитаризация образования, История образования в России, Монотехническое образование, Обучение политехническоеЧ421.202Ч481.202
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.